Попробуйте применить к себе классификацию стилей обучения от Ричарда Фелдера и Линды Силверман, известную как Index of Learning Styles, ILS. Перед вами – перевод статьи одного из создателей ILS, написанной в соавторстве с коллегой. Текст позволяет составить представление о названной классификации стилей, найти себя в описаниях и даже получить полезные советы для своего стиля обучения. А по ссылке — несложный опросник на английском языке, предлагающий определить выраженность своего «предпочтения» в каждой из четырех перечисленных альтернатив.
Richard M. Felder (Ричард Фелдер)
Barbara A. Soloman (Барбара Соломан)
Стили и стратегии обучения
Активный и рефлексивный тип обучения
Активные учащиеся лучше всего понимают и усваивают новые знания, что-то делая с ними в активной манере: обсуждая их или объясняя другим. Рефлексивные учащиеся сначала должны спокойно обдумать полученную информацию.
«Давайте это испытаем и увидим, как оно работает» — типичная фраза активного учащегося. «Давайте сначала это обдумаем», — ответит рефлексивный.
Как правило, активным учащимся больше нравится работать в группе, в отличие от рефлексивных, которые предпочитают учиться в одиночестве.
Отсиживать лекции без всяких движений и физических действий кроме конспектирования непросто обоим типам, но особенно сложно активным учащимся.
Каждый из нас иногда активен, а иногда рефлексивен. Ваше предпочтение по поводу той или иной категории может быть сильным, средним или слабым. Желателен баланс обоих. Если вы всегда сначала делаете, а потом думаете, вы можете взяться за дело слишком поспешно, что создаст проблемы, а если вы проводите слишком много времени в размышлениях, вы можете так никогда ничего и не сделать.
Как могут помочь себе активные учащиеся?
Если вы активный учащийся, но ваш курс отводит мало аудиторного времени на дискуссии или совместное решение проблем, вам стоит компенсировать этот недостаток самостоятельно. Готовьтесь к занятиям вместе с группой товарищей, чтобы по очереди объяснять те или иные темы друг другу.
Попытайтесь совместно догадаться, о чем вас спросят на следующей контрольной, и представить себе, как вы будете отвечать. Вы лучше усвоите информацию, если найдете способ что-то с ней сделать.
Как могут помочь себе рефлексивные учащиеся?
Если вы рефлексивный учащийся, но ваш курс отводит мало времени аудиторных занятий для обдумывания новых знаний, вам стоит попытаться компенсировать этот недостаток учебного процесса. Не просто читайте и запоминайте учебный материал, но время от времени останавливайтесь, чтобы повторить то, что прочли, и подумать о возможных вопросах и применении полученных знаний.
Для вас покажется полезным писать небольшие резюме на основании прочитанного или законспектированного в классе, излагая материал своими словами. Это потребует дополнительного времени, однако позволит вам лучше усвоить информацию.
Сенсорный и интуитивный тип обучения
Учащиеся сенсорного типа предпочитают изучать факты, учащиеся интуитивного типа отдают предпочтение возможностям и взаимосвязям.
Сенсорики, как правило, предпочитают решать проблемы проверенными методами и не любят сложностей и сюрпризов, интуитивисты любят инновации и не любят повторений. Сенсорики скорее, чем интуитивисты, будут возмущаться, если встретят в тестах вопрос по материалу, который не был подробно изложен в аудитории. Сенсорики внимательны к деталям, они хорошо запоминают факты и выполняют лабораторные работы, интуитивисты лучше схватывают новые концепции и, как правило, чувствуют себя увереннее с абстракциями и математическими формулами.
Сенсорики обычно более практичны и внимательны, чем интуитивисты, интуитивисты обычно работают быстрее и более изобретательны, чем сенсорики.
Сенсорикам не нравятся курсы, которые не имеют очевидного отношения к реальности, интуитивистам не нравятся курсы-инструкции, предполагающие много зубрежки и однообразных вычислений.
Каждый из нас иногда сенсорик, а иногда интуитивист. Ваше предпочтение относительно того или другого способа обучения может быть сильным, средним и слабым. Чтобы быть эффективным в учебе и решении проблем, вы должны быть способны действовать обоими способами. Если вы отдадите слишком большое преимущество интуиции, вы можете упустить важные детали и делать ошибки по невнимательности во время вычислений и лабораторных работ. Если вы будете полагаться только на сенсорный способ обучения, вы можете свести учебу к зубрежке и повторению известных методов, отказываясь от полного понимания материала и развития творческого мышления.
Как могут помочь себе сенсорики?
Сенсорики запоминают и понимают информацию лучше, если видят, как она связана с реальной жизнью. Если вы проходите курс, где большая часть материала – теории и абстракции, у вас могут быть сложности. Спрашивайте вашего преподавателя о конкретных примерах для каждой концепции и методики, и выясняйте, как эти концепции используются практически. Если учитель не предлагает достаточно конкретики, попытайтесь найти что-то в учебниках или других текстах, или с помощью совместного мозгового штурма с товарищами по учебе.
Как могут помочь себе интуитивисты?
Многие лекционные курсы в колледже как бы прямо предназначены интуитивистам. Но если вы интуитивист и вам случилось оказаться на курсе, который требует, прежде всего, запоминания и механической подстановки формул, вы можете страдать от скуки. Спросите вашего преподавателя о толкованиях и теориях, связанных с изучаемыми фактами, или попытайтесь найти эти связи самостоятельно. Вы также можете иметь склонность к ошибкам по невнимательности в тестах, потому что вы не задумываетесь о мелочах и не любите повторений (которых требует проверка уже выполненного решения). Найдите время, чтобы прочитать вопрос полностью, прежде чем отвечать на него, и будьте внимательны, проверяя ответы.
Визуальный и вербальный тип обучения
Учащиеся – визуалы лучше запоминают то, что они видят – картинки, диаграммы, блок-схемы, графики, фильмы и наглядные демонстрации. Учащиеся вербального склада больше получают от слов – письменных и устных объяснений. Каждый усваивает больше, если информация представлена как визуально, так и вербально.
Большинство курсов колледжа предлагают очень мало визуальной информации: студенты, в основном, слушают лекции и читают тексты, написанные на доске, в учебниках и раздаточных материалах.
К сожалению, большинство людей предпочитают визуальный тип обучения, что значит, что большинство студентов усваивают очень немногое из того, что могли бы, если бы визуальные презентации использовались в классе. Лучшие ученики способны обрабатывать информацию как визуально, так и вербально.
Как могут помочь себе визуалы?
Если вы предпочитаете визуальный тип обучения, постарайтесь найти диаграммы, эскизы, схемы, фотографии, графики, или любое другое визуальное представление материалов курса, который подается преимущественно вербально. Спросите преподавателя, обратитесь к справочникам, узнайте, есть ли видеозаписи или СD c материалами курса.
Используйте интеллект-карты, чтобы отразить ключевые моменты темы, заключая их в квадраты и круги и проводя линии со стрелками между блоками, чтобы показать связи. Используйте цветовую маркировку ваших записей, подчеркивая маркером одного цвета все, что относится к одной теме.
Как могут помочь себе учащиеся вербального типа?
Пишите резюме или пересказы материалов курса своими словами. Очень эффективна для вас работа в группе: вы лучше поймете материал, слушая объяснения соучеников, и узнаете еще больше, если сами будете объяснять материал другим.
Последовательный и глобальный типы обучения
Учащиеся, склонные к последовательному обучению, достигают понимания в ходе последовательных шагов, каждый из которых является логическим продолжением предшествующего. Учащиеся глобального типа склонны осваивать знания большими скачками, набирая информацию почти бессистемно, не отслеживая связей между частями, а потом внезапно улавливая суть.
Последовательные учащиеся склонны искать решения, следуя логичному алгоритму, глобальные учащиеся могут быстро решить сложную задачу или по-новому соединить части целого, едва увидев общую картину, но им может быть трудно объяснить, как они это сделали.
Многие люди которые читают это описание, могут ошибочно причислить себя к «глобалистам», поскольку каждый испытывал изумление, которое возникает вслед за вспышкой «озарения». Но то, что делает вас «глобалистом», происходит еще до вспышки. Последовательные учащиеся могут не полностью понимать материал, но, тем не менее, как-то им оперировать (например, решать заданные на дом задачи или сдавать тесты), как только те кусочки, которые они усвоили, оказываются логически связанными. Ярко выраженные «глобалисты», слабо способные к последовательному мышлению, будут иметь большие затруднения, пока не увидят общую картину. Даже когда они ее получили, они могут иметь смутное представление о деталях вопроса, меж тем как последовательные учащиеся могут знать много о конкретных аспектах изучаемого предмета, но не знать, как они соотносятся с другими его аспектами или с другими предметами.
Как последовательные учащиеся могут помочь себе?
Большинство курсов в колледже преподаются в последовательной манере. Однако если вы склонны к последовательному обучению, а ваш преподаватель перескакивает от одной темы к другой и пропускает логически необходимые ступени, вам может быть трудно уследить за ходом его рассуждений и что-то запомнить.
Попросите преподавателя заполнить пробелы в объяснениях, или сделайте это сами с помощью справочников. Во время учебы найдите время, чтобы пересказать себе лекционный материал в логической последовательности. В дальней перспективе это как раз сэкономит вам часы учебы. Вы также можете усилить свою способность к глобальному мышлению, связывая каждую новую изученную тему с тем, что уже знаете. Чем больше вы сможете это делать, тем глубже будет ваше понимание темы.
Как могут помочь себе учащиеся глобального типа?
Если вы «глобалист», вам будет полезно осознать свою потребность в общей картине изучаемого предмета прежде, чем осваивать детали. Если ваш преподаватель приступает к новой теме, не пытаясь объяснить, как она связана с тем, что вы уже изучили, это может быть для вас проблемой. Но вот шаги, которые вы можете сделать, чтобы получить общую картину скорее.
Прежде чем начинать изучать первый параграф очередного раздела текста, просмотрите раздел полностью, чтобы иметь общее представление. Поначалу это потребует дополнительного времени, но в дальнейшем позволит избежать многократных просмотров отдельных частей. Вместо того чтобы понемножку учить каждый вечер, вам может показаться более продуктивным погружаться в более крупные блоки информации. Постарайтесь связывать изучаемый предмет с тем, что вы уже знаете: просите преподавателя помочь вам увидеть связи или ищите их в дополнительной литературе. И, главное, не теряйте веры в себя. Когда вы внезапно поймете новый материал, и поймете, как он связан с другими темами и дисциплинами, вы будете способны применить свои новые знания такими способами, о каких большинство последовательных учащихся и не мечтают.
Оригинал: Richard M. Felder, Barbara A. Soloman. Learning styles and strategies.
http://www4.ncsu.edu/unity/lockers/users/f/felder/public/ILSdir/styles.htm
Первая публикация статьи: https://masam.by/stili-obucheniya-ils-trudno-byt-globali/