Среди классификаций стилей обучения модель VARK Нила Флеминга, пожалуй, приобрела наибольшую популярность. Благодарить за это стоит миссионеров теории НЛП, которые пользуются практически теми же именами и характеристиками «ведущих и репрезентативных систем восприятия» — аудиальной, кинестетической, визуальной. В модели VARK, тоже основанной на идее о системах восприятия, к визуалам, аудиалам и кинестетикам добавляются «дигиталы». Они же представители вербального стиля обучения, а в буквальном переводе с английского – «читающие». Таким образом, полная расшифровка аббревиатуры следующая: visual, auditory, reading и kinesthetic .
Никаких строгих научных подтверждений данной классификации нет, напротив, есть много свидетельств тому, что ориентация педагогов на «предпочтения» в области восприятия информации не влияет на результаты обучения. Тем не менее, студенты и педагоги субъективно замечают практическую ценность данной классификации. Учащиеся, определив свое предпочтение по VARK, могут организовать учебную деятельность более эффективно. Педагог, учитывающий разнообразие предпочитаемых систем восприятия (но не пытающийся извне «поставить диагноз» конкретному ученику и ориентироваться только на него), доносит излагаемый материал до большего числа учащихся.
Как определить свой стиль обучения?
Для распознавания своего стиля обучения по VARK есть многочисленные тесты, многие из них можно найти и в онлайновой версии (по ссылке – один из вариантов на русском языке) . Можно и не заполнять тесты, а руководствоваться в самодиагностике несколькими простыми утверждениями.
Визуалы согласятся с большинством из этих высказываний:
— «мне нужно увидеть информацию наглядно, в виде схемы или рисунка, чтобы лучше ее понять»;
— «я обращаю пристальное внимание на язык тела, хорошо запоминаю внешность»;
— «чтобы лучше запомнить что-либо, мне нужно визуализировать это в уме»;
— «для меня очень важны красота, искусство, эстетическая привлекательность».
Аудиальные учащиеся скажут «это обо мне», услышав следующие фразы:
— «я предпочитаю внимательно слушать лекции, а не читать учебник»;
«чтение вслух помогает мне запомнить лучше»;
— «если бы был выбор, я бы предпочел\предпочла аудиозапись лекции конспекту»;
— «чтобы лучше запомнить, я напеваю новые слова или определения».
Учащиеся, предпочитающие вербальный (дигитальный) стиль согласятся со следующим:
— «новую информацию удобнее всего получить из учебника (книги)»;
— «я обычно делаю много заметок на занятиях и во время чтения»;
— «мне нравится составлять списки, разбираясь в новом материале из книг или делая презентации»;
— «хорошо, когда преподаватель использует раздаточные материалы, которые можно прочесть после занятий».
Наконец, учащийся-кинестетик отнесет к себе такие утверждения:
— «мне нравится выполнять задания, при которых приходится непосредственно манипулировать различными вещами и материалами»;
— «мне трудно сидеть на месте долгое время»;
— «я с удовольствием и не без успеха проявляю себя в одной из следующих областей: живописи, кулинарии, спорте, механике, деревообработке»;
— «мне нужно попробовать сделать это практически, чтобы разобраться, как оно устроено».
Бывает, что учащийся меняет стиль обучения в зависимости от типа изучаемой информации. В таком случае говорят о поли- или мультимодальном стиле обучения. Но интересно, что те, кто может пользоваться разными стилями по модели VARK, часто чувствуют неуверенность в применении подходящего, в то время как студенты с однозначным предпочтением интуитивно выбирают подходящие им методы обучения.
Лайфхаки для студентов-визуалов, аудиалов, дигиталов и кинестетиков
Полезно визуалам:
1. Подчеркивать цветом ключевые моменты в конспектах, сокращать несущественные детали.
2. Искать и делать самим рисунки, плакаты, слайды, графики и диаграммы, смотреть видеокурсы по изучаемому материалу.
3. Представлять себе яркие моменты исторических событий, визуализировать примеры, объясняющие теорию.
4. Объединять все предложенные подходы.
Полезно аудиалам:
1. Участвовать в работе дискуссионных клубов или просто обсуждать изучаемый материал с товарищами по учебе, коллегами.
2. Записывать лекции или отдельные фрагменты на диктофон и прослушивать записи
3. Рассказывать содержание изученного вслух самому себе или товарищам по учебе. Записывать свои мысли.
4. Беседовать с воображаемым собеседником, формулируя свои ответы на вопросы преподавателя.
Полезно кинестетикам:
1. Проигрывать ситуацию кейса, исторического события, литературного сюжета, используя данные всех органов чувств.
2. Записывать ответы на бумаге, вспоминать примеры аналогичных задач, уже решенных в прошлом.
3. По возможности, использовать для обучения эксперименты, экскурсии, выставки, а затем анализировать полученную информацию
4. Собирать коллекции изучаемого материала, от гербариев до фотоальбомов.
5. Вспоминать примеры из жизни, иллюстрирующие теорию.
Полезно дигиталам:
1. Составлять свои словари и глоссарии, перечни понятий и определений
2. Описывать словами графики, диаграммы, блок-схемы
3. Редактировать конспекты, излагать материал своими словами, использовать новые термины
4. Обращаться к справочникам и раздаточному материалу
5. Составлять структурированный план изложения материала, разбивая на пункты и подпункты, записывая ключевые моменты.
А вы используете в учебе особенности своего восприятия?
Первая публикация статьи здесь: https://masam.by/stil_obuchenia_vark/