Чек-лист для заочника, автодидакта и аспиранта
В сентябре образовательная активность граждан традиционно усиливается. Значит, в августе пора начинать собираться в школу. Есть вещи очевидные, вроде покупки ручек и тетрадок, а есть как бы необязательные, но даже более существенные для успехов в учебе. Этот чек-лист мы составили, вдохновляясь рекомендациями западных академических советников, консультирующих обычных студентов. Но тем, кто учится без жестких расписаний, сделать перечисленные шаги еще полезнее.
1. Оцените свой стиль обучения
Люди учатся по-разному. Одни лучше воспринимают информацию на слух, другим полезнее читать, третьи ничего не запомнят, пока не попробуют «на ощупь» даже грамматическое правило. Одни умеют осваивать новые области шаг за шагом, другим важно сначала увидеть общую картину. Известных в мире классификаций стилей обучения довольно много: можно, например, вспомнить модели Колба (аккомодационный, дивергентный, ассимилирующий и конвергентный стили), Index of Learning Styles Фелдера и Силверман, Модель VARK Нила Флеминга. Для каждого из стилей есть специфические рекомендации, как лучше усваивать новые знания. Чем больше вы узнаете о своем стиле (или стилях, в разных классификациях) – тем лучше сможете организовать свой рабочий процесс, а значит, и учиться легче, интереснее и результативнее.
2. Купите ежедневник
Или установите в смартфон приложения для личного тайм-менеджмента и учебных расписаний (например TimeTable). А затем задумайтесь, что именно и за какой срок вы намерены изучить, и внесите свои планы в расписание.
Вот что рекомендует центр академической поддержки Университета Willamette (штат Орегон, США):
Начните с перечисления задач, которые вы должны выполнить, чтобы успешно завершить курс обучения.
-
Определите, сколько времени требуется на выполнение каждой из задач. Обратитесь к своему прежнему опыту, расспросите тех, кто учился раньше вас – и прибавьте 20% времени на непредвиденные обстоятельства.
-
Разбейте задачи на подзадачи для каждой недели и внесите их в ежедневник. Затем составьте детализированные расписания каждого дня, отразив аудиторные занятия, время самостоятельной учебы, работы и отдыха. Внесите в расписание сроки сдачи контрольных и других письменных работ, экзаменов и тестов. И следуйте своему расписанию.

Этот студенческий алгоритм легко переносится в жизнь заочника и аспиранта, у которых есть учебный план, составленный учебным заведением. Автодидакту нужно заменить официальные контрольные другими методами оценки знаний и чаще задумываться о реалистичности планов: ведь на сессии он в отпуск не уходит. Самостоятельно освоить полную программу вуза без отрыва от работы вряд ли получится за тот же срок, что и в вузе. Но хоть один новый сложный навык за учебный год приобрести вполне можно.
3.Организуйте учебную среду
Тайм-менеджмент не работает без организованного пространства, как организация внешней среды почти бесполезна, если вы плохо распоряжаетесь временем.
Вы будете правы, если при словах «учебная среда» вспомните о разноцветных тетрадках для конспектов по каждому из предметов и отдельной полке над столом для всех учебных принадлежностей. И тоже правы, если вспомните термин персональная учебная среда (Personal Learning Environment ): прежде всего, виртуальное окружение, включающее публикации учебных материалов, сервисы распространения контента и сеть профессиональных коммуникаций.
Независимо от масштабов образовательного пространства, важно, чтобы любые данные, наработанные в процессе обучения, вы могли легко найти, просмотреть, обсудить с коллегами по обучению. И еще – чтобы ничего не отвлекало от предмета изучения.
4. Отточите навыки чтения
Нет, вы не разучились складывать буквы в слова. Бич нашего времени – функциональная неграмотность, когда человек читает бегло, но слабо понимает прочитанное. Особенно если текст непростой.

Студентам и аспирантам, начавшим учиться после перерыва, академические советники предлагают вспомнить метод «SQ3R» для улучшения понимания текстов. Акроним расшифровывается как survey, question, read, recite, review (просмотреть, сформулировать вопросы, прочесть, пересказать, пересмотреть).
На стадии обзора вы читаете введение к тексту и заголовки. На стадии вопросов формулируете вопросы, на которые собираетесь получить ответы из всего текста и каждого раздела. Вопросы – ключевое в алгоритме, благодаря им вы и читаете активно, тренируете навык понимания.
Затем, читая, вы ищете ответы на вопросы. Затем пересказываете статью или параграф учебника, и, наконец, пересматриваете его заново, чтобы восполнить то, что не усвоили за раз, на какие вопросы не нашли ответов.
5. Обновите навыки письма
Увы, академическое письмо в кириллическом секторе почти нигде не преподают: каждый сам учится писать последовательно и доказательно. Но осознанное письмо начинается с пунктуации, и вот ее повторить реально. Взрослая жизнь, где вместо книг читают форумы, кого угодно научит путать вводные слова, обстоятельства и усилительные частицы и ставить запятые где попало. А лишние запятые на письме – аналог заикания в устной речи.
Самый простой путь реанимации грамотности – написать несколько «тотальных диктантов» прошлых лет, сравнить с оригиналами, а затем изучить разбор ошибок, размещенный на официальном сайте акции. Стоит также добавить в закладки браузера сайт «Грамота. Ру» (для консультаций с живыми филологами и повторения правил) и сервис «Запятание» (там можно вбить в поиск какое-нибудь «однако», «ведь» или «меж тем» и узнать, нужна ли запятая).
6. Оцените свои виртуальные предпочтения
Здесь процитируем бестселлер Стеллы Корттрелл «Успешная учеба в вузе», своеобразную энциклопедию учебных навыков. Чтобы сделать свой компьютер удобным инструментом учебы, она предлагает задуматься вот о чем:
Какого цвета текст вам удобнее всего читать?
Какой цвет фона представляется вам наиболее комфортным?
Какой шрифт вам легче всего воспринимать?
Какой размер шрифта вам легче всего читать с экрана?
Какой масштаб вы предпочитаете?
Какой межстрочный интервал вы предпочитаете?
Когда вы работаете на компьютере, кажется ли вам, что экран мерцает? Попробуйте изменить разрешение.
Каким размером шрифта вы предпочитаете распечатывать материалы?
Как вам легче читать – с экрана или бумаги?
Как вам легче выполнять работу, связанную с расчетами – на бумаге или на экране?
Будет ли вам удобнее просматривать числа на экране, если выделить их ряды или колонки разными цветами?
Как вам легче писать — на бумаге или на компьютере, просматривая написанное на экране?
К предпочтениям относительно отображения данных добавьте и те, что касаются упорядочения информации — в зависимости от стиля взаимодействия с виртуальной средой, люди могут предпочитать визуальные или линейные форматы представления учебного материала, разрабатывать иерархические каталоги или выбирать теги, сразу удалять черновики (а иногда и нужные копии) или накапливать несметные виртуальные сокровища. Зная свои предпочтения, вы можете их использовать, а иногда и изменять. И это делает вашу учебу эффективнее.
7. Наведите порядок на компьютере и других устройствах

Если вы только вступаете в студенческий возраст и груз прошлых проектов еще не отягощает, достаточно выделить отдельное пространство для учебных файлов и установить несколько специальных приложений. Кроме средств тайм-менеджмента это могут быть тренажеры для запоминания любых данных (например, карточки Аnkidroid), справочники по предметам (пользователи хвалят приложение «Шпаргалка: сопромат»), проигрыватель аудиокниг (например, Smart AudioBook Player) и средство блокировки соцсетей (например, Stay Focused).
Другое дело, если вы накапливали информационный хлам годами. Замусоренный жесткий диск или почта — это даже хуже, чем один конспект для всех предметов, объединенный с кулинарным справочником. Ведь размеры виртуальных хранилищ информации ничем не ограничены — значит, и на поиск запропастившихся файлов может понадобиться бесконечное число часов. Учеба с таким компьютером превратится в сплошной стресс.
В этом случае нужно последовательно выяснить, контакт с какой частью вашей виртуальной среды вызывает наибольшее напряжение, и с нее начинать реконструкцию виртуальных хранилищ.
«Гипертекст» готов сопровождать вас на этом пути. В первую неделю сентября приглашаем провести аудит ваших информационных привычек совместно: будем отправлять вам на почту инструкции и комментировать результаты. Это совершенно бесплатно. А затем вы сможете распорядиться результатами самостоятельно или присоединиться к участникам учебно-практического курса «Порядок на компьютере». На этот раз мы вспомнили о студенческих привычках, когда большие массивы информации осваивают за пару дней (в нашем случае — за уик-энд). Потом можно будет еще месяц воплощать свои планы в жизнь — а мы позаботимся, чтобы вы о них не забыли. Присоединяйтесь!