Повторите 10 тем из грамматики, чтобы писать по-русски без ошибок

О том, как писать по-русски без ошибок – орфографических, грамматических, стилистических , в сети информации хватает. Но не каждому новообращенному автору удается ею воспользоваться. «Просто вспомнить или выучить правила» не получается: чтобы их применять, нужно кое-что знать и уметь заранее. Правило о корнях с чередованием остается пустым звуком, если вы не отличаете корень от суффикса. Точное соотнесение деепричастного оборота с подлежащим невозможно, если вы не узнаете в тексте деепричастия или забыли, как находить подлежащее. А заново пройти всю школьную программу нереально.
Чтобы помочь расставить приоритеты, мы выбрали из школьных учебников разделы, освоение которых напрямую связано с практической грамотностью. Насчитали десять: для изучения каждого опытному автодидакту хватит вечера. Если честно, это не все, что помнит из лингвистической теории профессиональный редактор и даже корректор. Но, различая хотя бы эти языковые явления, вы будете легко находить нужные правила в справочниках, а главное, понимать эти правила, применять или уточнять непонятное у профессионалов.
1.
Части слова, они же морфемы. Приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. С выяснения, в какой части слова находится «трудная буква», начинается решение любой орфографической задачи. Не различая приставку и корень, никак не поймешь, почему слово «здоровье» начинается с буквы з, а «сдача» — с буквы с. Конечно, потому что приставки «з» не бывает.
Разве начитанные люди когда-нибудь пишут «здача»? Да, случается, если ведущий тип памяти не визуальный. Но чаще пишут, например, мягкий знак вместо твердого в слове адъютант, не различая приставок иноязычных. А на границе корня и суффикса ситуация еще запутаннее.
Потратив вечер на то, чтобы вспомнить части слова, вы проясните для себя почти все правила, включаемые в базовый курс орфографии: ударные и безударные гласные, чередование в корнях, правописание мягкого и твердого знака и еще шесть орфограмм в приставках либо на границе приставки и корня.
2.
Части речи. Нужно различать в тексте существительные, глаголы, прилагательные, числительные, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы, междометия. И еще три особые формы глагола: инфинитив, деепричастие и причастие. Многие правила орфографии привязаны именно к конкретной части речи: могут одинаково звучать по-разному пишущиеся наречия и существительные с предлогами (вдаль и в даль), причастия и прилагательные (жареный и жаренный). Ошибки в таких орфограммах пока еще не умеют находить автокорректоры, поэтому видеть разницу между прилагательными и причастиями особенно важно.
Перечитайте параграф о частях речи за полчаса в один вечер, попробуйте назвать их в любом предложении, а затем закрепляйте это умение в оставшиеся дни. Оно не самое простое, но без него дальше никуда.
3.
Род, число, падеж склоняемых частей речи, число и род глаголов. Это еще зачем, если у вас хорошая зрительная память и ошибки в окончаниях вы и так не допускаете? Потому что, кроме орфографических и пунктуационных, бывают грамматические ошибки, например неверное согласование определений и определяемых слов. «Двое друзей, забывшие про мое день рождение» — это оно самое. Нужно согласовать «друзей» и «забывших» и «день» с «мой».
Вспомнить, как склоняются существительные, прилагательные, причастия, числительные, а заодно и изменяются по родам и числам глаголы прошедшего времени, можно тоже примерно за час.
4.
Грамматические признаки глагола: совершенный и несовершенный вид, действительный и страдательный залог, спряжение, а заодно и род с числом. Очень богатая тема: с постоянными и непостоянными грамматическими признаками глагола связано множество правил орфографии, грамматики и даже стилистики. Например, подсказывая, как оживить текст, редактор попросит вас избавиться от страдательного залога (это когда вместо «мы решили» пишут «нами было решено»). А вы помните, как этот залог обнаружить? Вспомните в четвертый вечер.
5.
Отглагольные и отымённые пути словообразования. Снова же, ориентир и для правописания, и для хорошего стиля. Количество н в суффиксе отглагольных и отымённых прилагательных вычисляется по-разному (в отымённом «песчаный» одно н, в отглагольном «квалифицированный» — два). А отглагольные существительные — один из маркеров канцелярита, тяжелого поражения стиля, которое лечится избавлением от «застывших действий» (вроде «осуществления», «реорганизации», «перегруппировки»). Умение, которое нужно вернуть в обиход в пятый вечер — видеть следы глагола в словах, отвечающих на вопросы «кто?», «что?», «какой?».
6.
Члены предложения. Здесь все очевидно: без знания синтаксиса не расставишь и знаки препинания, ибо основной принцип русской пунктуации — структурный. Интонацию при этом слышать тоже нужно: иногда именно она указывает, что обособленные структуры где-то рядом. В шестой вечер вспомните, что такое подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство, и научитесь задавать вопросы к разным членам предложения. Как использовать эти знания, разберетесь за оставшиеся дни.
7.
Простые и сложные предложения. Если вы уверенно различаете подлежащие и сказуемые, то и с этим проблем не будет. Запятые (и тире, и двоеточия) перед одними и теми же союзами могут ставиться по-разному в зависимости от того, сколько основ в предложении, то есть простое предложение или сложное. Научиться считать основы — задача седьмого вечера.
Вечер может оказаться длинным: не всем поиск главных членов предложения дается легко. Приходится не только читать теорию, но и долго тренироваться на конкретных примерах.
8.
Обособленные члены предложения и деепричастный оборот. Оборотов, выделяемых с двух сторон, в русских предложениях много: причастные, просто определительные, уточняющие, пояснительные, присоединительные, сравнительные… В идеале различать их нужно все, хотя многие улавливают обособление и на слух, не вдаваясь в классификацию, а потом ищут место для второй запятой. Но у деепричастного оборота особый статус. Во-первых, включает деепричастие – часть речи, которая обособляется и без зависимых слов. Во-вторых, это же деепричастие провоцирует частую грамматико-стилистическую ошибку: фразы, где самым неожиданным предметам и понятиям приписываются совершенно несвойственные им действия. Приближаясь к крутому водопаду, у него пропал энтузиазм. Так нельзя, энтузиазм ходить и плавать не умеет. А вот так можно: он приближался к водопаду, уже не чувствуя прежнего энтузиазма. Деепричастия узнавать просто — можно восстановить навык за полчаса.
9.
Однородные члены предложения. Нужно научиться видеть в предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и перечисляют части целого, последовательные события и иные однородные предметы, признаки и действия. Этот элемент синтаксиса не только по-особому оформляется знаками препинания, но и напрямую связан с логикой текста. Например, при использовании однородных членов заметно, умеете ли вы классифицировать предметы на основании одного и того же критерия (правильно: дети и взрослые, неправильно: взрослые и брюнеты). А использование синонимов в качестве однородных членов ведет к логической ошибке различения тождественного: Наша больница вошла в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих лечебных учреждений. В общем, однородные слова и конструкции – явный сигнал к тому, чтобы внимательно перечитать фразу.
10.
Вводные слова и предложения. Это синтаксическое явление портит в основном пунктуацию. Именно слова, похожие на вводные, чаще всего ошибочно выделяют запятыми: такие ошибки бывают даже у корректоров. Но корректоры пользуются сервисом «Запятание» и ему подобными и отличаются от людей иных профессий тем, что твердо знают, когда к этому сервису обращаться. Можете узнать и вы, если выучите все значения вводных слов. Последний, десятый вечер посвятите этой теме — и сможете разобраться с тем, что к сорока годам забывает абсолютное большинство пользователей русского языка.
Работа, как оказывается, предстоит не слишком большая. Осталось выбрать источник знаний. Рекомендую компактное пособие «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников» Елены Литневской: в нем необходимые разделы сразу видны в оглавлении. Перейдите по ссылке и сразу откройте раздел «Классификация морфем русского языка» : чтобы восстановить знания о частях слова, нужно прочесть всего семь страниц. Добавьте следующие девять тем в свое расписание, чтобы заполнить все пробелы в знаниях. А если в последующие дни у Литневской не хватит примеров для тренировки, смотрите параграфы «Словообразование», «Морфология» и «Синтаксис» в учебнике Балашовой и Дементьева на портале «Лицей».
Легкой вам учебы и грамотных текстов!
© Марина Куновская, Hypertext.by